Мир особых детей Статьи Родители ребенка-инвалида: тяжесть ответственности? Часть 1

Родители ребенка-инвалида: тяжесть ответственности? Часть 1

Поделиться в :
Delicious
Furl it!
Spurl
NewsVine
Reddit
YahooMyWeb
Technorati

Ранний детский аутизмДиапазон заболеваний и отклонений, из-за которых ребенок становится «инвалидом детства», достаточно внушителен. При этом болезнь может быть как врожденной, так и приобретенной в раннем  возрасте. Проявляются отклонения по-разному. Ребенок может отставать в физическом развитии или в умственном, иметь генетическую предрасположенность или стать инвалидом после травмы.

Признаки тяжелой болезни могут быть явно выраженными или едва заметными и проявляться по-разному – прекрасное психическое состояние на фоне физического отставания и наоборот.  Но в любом случае родителям особого ребенка предстоит пережить немало трудностей.

Профессионалы центра «Мир особых детей» готовы помочь мамам и папам преодолеть проблемы воспитания «трудных» детей, оказать психологическую поддержку родителям, а малышам – решить трудности общения и речи, развить творческие способности с помощью игр и специальных занятий. Мы регулярно проводим семинары по воспитанию особых детей и консультируем по вопросам государственной помощи детям-инвалидам.

Детский аутизмЧувства и страхи мамы ребенка-инвалида

Чаще всего именно мать решает все вопросы ухода за больным ребенком. И от того, хватит ли ей сил и терпения преодолевать многочисленные проблемы, зависит дальнейшая судьба малыша и счастье семьи. Бодрая, уверенная в себе и в успехе мама – яркий пример для ребенка оптимизма и веры в собственные силы.  

Конечно, трудно осознать и принять тот факт, что любимый ребенок тяжело и может быть даже неизлечимо болен. Но нельзя впадать в отчаяние – отрицательные эмоции способны только нанести вред не только матери, но и все семье.

Особенно тяжело родителям, только узнавшим о диагнозе ЗПР малыша. Эмоции могут захлестнуть настолько, что действительность будет видеться только в черном цвете. Но помните, что от этого легче никому не станет, ни вам, ни ребенку, ни окружающим.

Приведем в пример несколько распространенных вариантов первоначальных психологических установок.

Неприятие ситуации. В данном случае мама просто отказывается поверить в случившееся: «Почему именно я? В чем я провинилась?» Понятно, что такое поведение в корне неверно и только оттолкнет окружающих. К тому же, в таком состоянии можно совершить необдуманные поступки и винить себя потом всю жизнь.  

Поиск виноватых. Женщина в порыве отчаяния может обвинить мужа и его родню, оттого, мол, что «у него такая наследственность». Это только нагнетет атмосферу и может даже привести к полному прекращению отношений вместо совместных усилий по преодолению проблемы.

Виноват сам ребенок. В этом случае вся тяжесть вины ложится на плечи малыша. «Я стараюсь, все для него делаю, а он только все портит». Не надо говорить, как это тяжело складывается на развитии ребенка, как физическом, так и психическом. Вместо союзников ребенок приобретает врагов в лице родителей.

Ложный стыд. Маме стыдно, что у нее ребенок «не такой, как все». Инвалидам в нашей стране вообще приходится трудно, поскольку не продумана система интеграции их в общество. В результате малыш становится оторванным от общества и стыдится своего заболевания.

Комплекс вины. Мама начинает винить в случившемся себя и чрезмерно опекает и балует ребенка. Ошибки такого воспитания выльются потом в неадекватность восприятия подростком окружающей действительности. Ему будет непросто общаться с людьми, а родителям он будет доставлять только неприятности.

Самоуничижение. Мама замыкается на себе, обвиняет себя в никчемности и невезучести. Такое поведение не приносит пользы никому и только ухудшает сложившуюся ситуацию.

Жертва. «Жизнь закончилась. Дальше просветов нет». В данном случае ребенок будет ощущать себя виновным в «не сложившейся» жизни матери. Маме же стоит задуматься, что малыш – это и есть счастье и уметь находить плюсы там, где, казалось бы, их нет.

«Мы не такие, как все». Данная установка эгоцентрична и противоположна той, когда «мы хуже всех». В результате мама с ребенком оказываются изолированными от общества и не могут рассчитывать на помощь и поддержку окружающих.

«Все нам обязаны». Мама считает, что раз приключилось такое несчастье, то все вокруг просто обязаны помогать. Такая установка приводит к постоянному преувеличению сложившейся ситуации и пессимистичному настрою. Ребенок в результате не может полноценно общаться с людьми, ведь ему «все хуже и хуже».

Чрезмерная жалость. Мама самоутверждается за счет своего больного ребенка. Жалея его, она превращает уход за ним в единственную цель своего существования. При этом мать подсознательно не заинтересована в том, чтобы малышу стало лучше, ведь вместе с этим пропадет и жизненная «цель».

лечение аутизма

Если вы заметили, что вам присуща та или иная психологическая установка, нужно серьезно задуматься о вашем с ребенком будущем. Некоторые психологические проблемы при общении с детьми с ЗПР можно искоренить самостоятельно, покопавшись в себе и настроившись на положительный настрой.

Иногда можно часами обсуждать проблему с близкими, но порой бывает не обойтись без помощи специалистов. Все тяжелые заболевания детей требуют определенного ухода и применения специальных знаний.

Но мы можем дать вам несколько общих рекомендаций касаемо общей психологии.

Продолжение во второй части статьи.

 
Поделиться в :
Delicious
Furl it!
Spurl
NewsVine
Reddit
YahooMyWeb
Technorati

Подпишитесь на наши новости:

Новости аутизм - mirod.ru